Взаимодействие с заинтересованными сторонами в рамках завершения работы над «Концептуальным видением территории заказника «Кургальский»»

24 ноября 2020
Взаимодействие с заинтересованными сторонами в рамках завершения работы над «Концептуальным видением территории заказника «Кургальский»»

В период с 20 июля по 2 августа 2020 года широкой общественности было представлено «Концептуальное видение территории заказника «Кургальский»», в котором анализируются угрозы природным комплексам заказника и содержатся предложения по долгосрочному управлению этой территорией. Автором концептуального видения выступила КБ Стрелка — ведущий российский консультант по территориальному планированию, привлеченный компанией Nord Stream 2 AG в рамках взятых на себя обязательств по сохранению биоразнообразия на Кургальском полуострове.

Представленный документ является базовым для будущего Плана управления заказником «Кургальский». На основе концептуального видения КБ Стрелка разработает проект плана управления особо охраняемой природной территорией (ООПТ), а Комитет по природным ресурсам рассмотрит (Комитет), проработает и, в конечном итоге, примет план управления в его окончательном варианте.

Концептуальное видение было представлено общественности, чтобы ознакомить заинтересованные стороны с результатами работы, а также собрать мнения, комментарии и предложения по совершенствованию оценки состояния заказника «Кургальский», подходов к управлению, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив его развития.

Из-за связанных с пандемией COVID-19 ограничений по организации массовых мероприятий процесс взаимодействия осуществлялся через цифровую платформу. При этом возможность ознакомиться с документацией лично и предоставить обратную связь была обеспечена в населенных пунктах Усть-Луга и Большое Кузёмкино. Комбинированный подход с использованием физических и цифровых инструментов позволил представить результаты выполненной работы широкой аудитории.

Обратная связь от заинтересованных сторон была получена в виде заполненных анкет и комментариев в свободной форме, которые впоследствии были проанализированы Лабораторией изучения социально-экономических и политических процессов современного общества и Центром социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Соответствующий отчет опубликован на сайте Санкт-Петербургского государственного университета (https://rcsoc.spbu.ru/home.html, https://rcsoc.spbu.ru/publikatsii.html).

По результатам анализа обратной связи Комитет пришел к выводу, что концептуальное видение в целом положительно воспринято участниками исследования. Большинство респондентов (около 70%) согласились с предлагаемыми мерами по противодействию угрозам биоразнообразию, в том числе с мероприятиями, позволяющими переломить существующую тенденцию бесконтрольного туристического потока к особенно чувствительным участкам Кургальского заказника и создать благоприятные условия для соблюдения правил его посещения, сохраняя биоразнообразие территории.

Комитет  считает необходимым прокомментировать ряд поступивших предложений.

  1. Предложения по ограничению доступа посетителей в заказник «Кургальский»

Ряд респондентов предложили запретить или существенно ограничить доступ широкой общественности в Кургальский заказник. В частности, высказывались предложения по введению пропускной системы, перекрытию подъездных дорог и аналогичные мнения.

Меры, ограничивающие доступ посетителей в заказник, не соответствуют действующим законодательным и правовым нормам Российской Федерации. Решение об ограничении права доступа на территорию заказника для широкой общественности не входит в компетенцию Комитета, поэтому подобные предложения не могут быть рассмотрены при дальнейшей работе над планом управления.

      2.      Предложение ввести плату за посещение заказника «Кургальский»

Некоторые пожелавшие высказать мнение стороны предложили дополнительные меры по контролю за потоком посетителей, в том числе путем взимания платы за посещение заказника, возможность которой предусмотрена федеральным законодательством на основании Постановления Правительства РФ от 13.07.2020 № 1039.

Комитет подтверждает, что данная мера находится на стадии рассмотрения и может с течением времени быть реализована на всех особо охраняемых природных территориях регионального значения Ленинградской области.

      3. Предложения усилить и усовершенствовать патрулирование на территории заказника «Кургальский»

Многие респонденты предложили усилить и усовершенствовать патрулирование и охрану правопорядка в заказнике, главным образом, за счет увеличения численности инспекторов и наделения их полномочиями по оформлению штрафов.

Соответствующие меры уже предусмотрены в «Концептуальном видении территории заказника «Кургальский»» и, более того, были в экспериментальном порядке реализованы в летний период 2020 года. Учитывая положительные результаты, Комитет намерен рассмотреть возможность расширения штата инспекторов и наделения их полномочиями по оформлению штрафов и других видов административного взыскания в соответствии с надлежащими регламентирующими процедурами. Данные меры войдут в будущий план управления заказником.

При этом Комитет считает, что ужесточение правил должно сопровождаться образовательными и эко-просветительскими программами, позволяющими прививать посетителям уважительное и бережное отношение к природе. В Кингисеппском районе осуществляется целый ряд подобных инициатив, и они будут продолжены.

     4. Предложения по ограничению доступа к лесным дорогам на территории Кургальского заказника

Предусмотренные концептуальным видением меры по ограничению доступа (за исключением специальных служб) ко всем лесным дорогам на территории заказника было встречено одобрением большинства заинтересованных сторон. Примечательно, что в комментариях к опросу высказывалось и прямо противоположное мнение о необходимости обеспечить доступ к некоторым популярным местам отдыха, главным образом, к пляжу Нарвского залива. Респонденты предлагали обустроить дорогу, разбить парковку рядом с пляжем, установить мусоросборники, туалеты, оборудовать рекреационную зону и организовать экскурсии для пожилых людей и детей.

Предложения такого характера противоречат действующему Положению о заказнике. Нерегулируемый туристический поток на популярные участки Кургальского полуострова является одной из главных угроз его биоразнообразию и одним из наиболее частых нарушений режима особо охраны природной территории. Комитет не планирует вносить подобные изменения в Положение о заказнике. Предложенные меры не будут включены в план управления в краткосрочной перспективе. При этом в дальнейшем Комитет планирует провести дополнительную оценку и анализ того, насколько возможность обустройства новых подъездных путей будет соответствовать природоохранным целям заказника.

    5. Предложения по совершенствованию системы управления отходами на территории заказника «Кургальский», реализации рекреационной инфраструктуры и осуществлению эко-просветительской работы

Ряд респондентов предложили создать систему управления отходами, обустроить рекреационную инфраструктуру, не противоречащую природоохранным целям заказника, а также организовать соответствующую эко-образовательную работу. Такого рода меры в рамках существующих норм и положений уже предусмотрены в «Концептуальном видении территории заказника «Кургальский»» на краткосрочный период и станут частью плана управления.

Первоочередные мероприятия, которые Комитет намерен реализовать в краткосрочной перспективе, включают в себя усиление режима патрулирования заказника, открытие двух информационных центров для посетителей, организацию эко-просветительских троп, создание системы управления отходами, ограничение несанкционированного движения транспорта вне дорог общего пользования и совершенствование системы навигационных и информационных указателей на территории заказника «Кургальский».

Как и предусмотрено концептуальным видением, любая другая инфраструктура, выходящая за рамки первоочередных мер, будет рассмотрена только в том случае, если мониторинг поведения посетителей и состояния природных комплексов продемонстрирует, что такие дополнительные объекты будут способствовать дальнейшему достижению природоохранных задач заказника. С этой целью план управления будет включать механизм оценки эффективности первоочередных мер, необходимости их корректировки, а также целесообразности дополнительных мероприятий по регулированию туристического потока, включая, например, усиление контроля за соблюдением правил и ограничительных мер, создание дополнительной инфраструктуры, повышение эко-осознанности и осуществление эко-просветительских программ. Оценка будет основываться на результатах комплексной программы мониторинга и дополнительных консультациях с экспертами и заинтересованными сторонами.

Комитет благодарит за внимание к проблемам заказника, проявленное многочисленными заинтересованными сторонами, и за участие в работе над «Концептуальным видением территории заказника «Кургальский»». Комитет намерен представить план управления Кургальским заказником широкой общественности после его окончательной доработки. Мы также планируем продолжить вовлечение заинтересованных сторон в обсуждение результатов мониторинга, корректировки реализуемых мер первоочередного характера и возможности осуществления дальнейших мероприятий по управлению Кургальским заказником.

Обновлено