о вопросах создания зелёных зон

В рамках действующего законодательства для создания «зеленой зоны» есть два пути:

- отнесение лесов к лесам, расположенным в зеленых зонах;

- создание лесопаркового зеленого пояса.

Состав проектной документации, порядок ее разработки и согласования установлены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах».

Обязательному включению в проектную документацию подлежат такие сведения и документы, как сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых осуществляется изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах; сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в изменяемые границы земель; карты (схемы) лесов в лесопарковых и зеленых зонах, содержащие описание местоположения изменяемых границ земель; выписка из государственного лесного реестра, содержащая площадь и перечень границ (лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов) лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а также сведения о лесистости района; схема функциональных зон в лесах; текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В лесах, расположенных в зеленых зонах, в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды от 29.03.2018 года № 122, дополнительно необходимо провести таксацию и определить таксационные показатели, такие как: тип ландшафта; рекреационная оценка; эстетическая оценка; санитарно-гигиеническая оценка; просматриваемость и проходимость; стадия рекреационной дигрессии; биологическая устойчивость лесных насаждений; и осуществить проектирование мероприятий по формированию лесов лесопаркового типа и их благоустройству.

В целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зонах, а также для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов, одновременно с изменением границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, необходимо определить следующие функциональные зоны:

- зона активного отдыха, площадь которой занимает до 30 %, (определяется в местах с единовременной посещаемостью более 20 чел./га в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости);

- прогулочная зона, площадь которой может занимать до 70% (определяется в местах с единовременной посещаемостью 5-20 чел./га в целях организации индивидуальных и групповых прогулок, туристских маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов);

- зона фаунистического покоя (определяется в целях создания условий для обитания и размножения диких птиц и зверей);

- восстановительная зона (определяется в местах, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов).

Следует учесть, что отнесение лесов к зеленой зоне с учетом требований предъявляемых к функциональным зонам, приведет к невозможности строительства и эксплуатации дорог и других линейных объектов к населенному пункту.

После завершения разработки проектная документация должна быть направлена на согласование в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области и в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Помимо этого, проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируется зеленая зона.

После согласования проектной документации Комитетом в рамках его полномочий принимается решение о ее утверждении и вносит информацию об изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, в государственный лесной реестр.

Хотим обратить особое внимание, что в соответствии с действующим законодательством при отнесении лесов к лесам, расположенным в зеленых зонах, нормативы проведения добровольно-выборочных рубок аналогичны нормативам, установленным для категории противоэрозионных лесов. То есть, в зелёной зоне допустимы рубки различной интенсивностью, в том числе добровольно-выборочные рубки высокой интенсивности с процентом выборки до 40 %.

Для создания же лесопаркового зеленого пояса необходимо обратится с мотивированным ходатайством в общественную палату Ленинградской области. Порядок создания лесопаркового зеленого пояса установлен статьей 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Общественная палата должна организовать общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», по результатам которых подготавливается итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию об общественных (публичных) слушаниях, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников рекомендациях.

В случае если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников будет одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым протоколом обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и направляются в Законодательное собрание Ленинградской области, которым принимается решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании.

При принятии решения о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади Правительство Ленинградской области устанавливает его границы.

Хотим отметить, что включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации установлены в статье 62.5 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, утверждены Приказом Минприроды России от 02.05.2017 года № 214, согласно которых запрещается проведение сплошных рубок лесных и иных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, и проведение чересполосных постепенных рубок. Проведение добровольно-выборочных рубок в лесопарковых зеленых поясах действующим законодательством не запрещается.

Обновлено 21.04.2021